Развитие ребёнка в 1 год жизни: что должен уметь, как заниматься, питание

Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год

Развитие ребёнка в 1 год жизни: что должен уметь, как заниматься, питание

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо.

Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам.

Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;

Источник: https://uroki4mam.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god

Все о развитии ребенка в 1 год: что должен уметь годовалый малыш, как выглядит

Развитие ребёнка в 1 год жизни: что должен уметь, как заниматься, питание

Первый год жизни ребенка сопровождается интенсивным развитием. Когда малыш появляется на свет, он может только кричать, к полным 12 месяцам у него начинают образовываться черты характера.

В один год начинает формироваться личность

Перед тем, как приглашать гостей, которые еще утром написали поздравление родителям с первым годом их младенца, нужно понимать: это очень ответственный период, поэтому надо уметь правильно ухаживать за ребенком этого возраста.

Что должен уметь ребенок в 1 год

Процесс развития детей – сугубо индивидуальное явление, да и в последнее время оно проходит несколько медленнее, чем 10-20 лет назад. Нормы установлены лишь статистически, поэтому есть много детей, которые созревают позже описанных сроков. В целом, в 1 год ребенок может следующее:

  1. Стоять, держась за опору;
  2. Сидеть;
  3. Повторять простые действия за родителями;
  4. Делать первые шаги;
  5. Строить башни, пирамидки небольшого размера;
  6. Зачерпывать воду;
  7. Тереть предметы.

Ребенок плачет

Важно! Годовалые дети обычно изучают мир, ощупывая окружающие предметы.

Нормы развития

Как выбрать обувь ребенку до 1 года

В среднем, к году темп роста – 1,5 сантиметра в месяц. После наступления 12 месяцев темпы замедляются. Скорость увеличения веса в этом возрасте – 350 граммов в месяц. Приблизительно рост годовалого малыша составляет 72-77 сантиметров, а вес – 10-11 кг.

Для мальчиков

По данным отечественных педиатров, рост мальчиков составляет от 72,3 до 79,7 сантиметров, а вес – от 8,9 до 11,6 килограммов. Окружность головы в норме – 45,3-48,6, груди – 46,1-52,5. По данным ВОЗ, эти значения колеблются в несколько большем диапазоне.

Для девочек

Рост варьируется в пределах от 71,4 сантиметров до 78 см, вес – от 8,5 до 10,8 см. Окружность головы – 44,2-47,3 см, груди – 46,3-51,4 см.

Как выглядит ребенок в год

Годовалый малыш уже значительно меньше похож на младенца, его пропорции больше напоминают детские.

Кроха празднует первый день рождения

Физические данные ребенка в 12 месяцев

Несмотря на то, что темпы роста и веса замедляются, облик годовалого ребенка все еще активно меняется. Малыш становится более бодрым, поэтому большая часть энергии не откладывается в жир, а сжигается.

Появляются у двенадцатимесячного ребенка зубы. Их количество колеблется в пределах от 6 до 12 или даже больше. Десна во время роста зубов могут болеть. Этот процесс иногда сопровождается температурой.

Также у крохи нередко обильно текут слюни. Это вариант нормы.

Внимание! Хотя малыш уже способен уверенно лежать на животе и самостоятельно ползать, важно понимать, что каждый ребенок индивидуальный.

Мальчики традиционно в среднем более крупные, чем девочки. Но конкретная малышка может быть и больше, и тяжелее малыша аналогичного возраста. Это не должно вызывать беспокойства.

Мышцы ребенка уже достаточно окрепли, чтобы он мог стоять с поддержкой и подниматься по лестнице с помощью родителя. Годовалые дети очень любят залазить на вершины, поэтому нужно позаботиться об их безопасности.

Не стоит оставлять открытыми окна в помещениях, где находится малыш без присмотра родителей, лучше держать кроху вдали от розеток, проводов и других опасных предметов.

Психологическое развитие ребенка в 12 месяцев

Формирование личности годовалого чада происходит активными темпами. В этом возрасте кроха уже может:

  1. Открывать и закрывать двери, ящички в шкафах.
  2. Складывать вещи в коробку.
  3. Бросать мячики и катать их по полу.

В этом возрасте кроха активно подражает действиям взрослого, хотя временами может его и не слушаться. Годовалые дети продолжают тянуть все в рот, чтобы узнать вкус вещей.

Годовалый малыш общается

В этом возрасте активно развивается речевая и эмоциональная сфера. Ребенок может смеяться, пугаться, плакать. Формируется и мимика.

Дети умеют осмысленно говорить простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов (мама, папа, кака, баба и другие). Ребенок достаточно неплохо понимает интонацию взрослых и некоторые произносимые ими слова.

Малыш учится мычать еще раньше, но к этому возрасту интонации обретают конкретную смысловую окраску.

Важно! У ребенка формируются первые навыки самообслуживания. Он учится самостоятельно есть, пить из чашки, раздеваться. Когда это целесообразно, нужно поощрять попытки делать это.

Когда у ребенка 1 год исполняется, случается кризис. Он выражается в первых попытках сепарироваться от родителей. Временами малыш ведет себя довольно упрямо, до получения нужной порции внимания. При этом ребенок сильно эмоционально реагирует на замечания взрослых.

В 12 месяцев появляются следующие возрастные новообразования, описывающие, почему возникает кризис одного года:

  1. Ходьба. Когда ребенку 1 годик, он учится ходить. Это открывает новые возможности перед малышом, поскольку он может брать в руки необходимую вещь и совершать с ней какие угодно действия. Особенно привлекательными для крохи становятся предметы, которыми пользуются взрослые. Но часть из них могут быть опасными, поэтому родители запрещают пользоваться ими. Для крохи такие предостережения – команда действовать наоборот. Ребенок учится понимать свои желания и добиваться целей.
  2. Автономная речь. Кроха потихоньку переходит от лепета к реальным языковым конструкциям. Но пока ребенок не научился говорить, как взрослый, его нередко не понимают. Это вызывает негативную эмоциональную реакцию у малыша, которому исполнился годик.
  3. Мотивирующие представления. Когда крохе один год, он обретает способность формировать в воображении образы и действовать в соответствии с ними. Л. И. Божович называет их мотивирующими представлениями. Малыш становится менее зависимым от сиюминутных стимулов. Когда крохе исполняется один год, значительно сложнее отвлечь ребенка каким-то предметом, поскольку дите будет действовать в соответствии со своими целевыми конструктами.
  4. Представление о себе. Еще со второго полугодия жизни появляется способность воспринимать свои действия как причину полученных результатов, так формируется Я-образ. Малыш начинает узнавать себя в зеркале. Например, если на лоб годовалого мальчика или девочки надеть повязку и показать ребенку его отражение, кроха может отметить это и постараться снять отрицательный, по мнению чада, предмет. То есть малыш способен выполнять действия, направленные на себя. Это же поведение проявляется и при общении со взрослыми. Дите старается копировать действия других людей в данном возрасте.

Важно! Ребенок может быть в группе риска аутизма, если он плохо имитирует жесты (например, ладушки), избегает зрительного контакта и не реагирует на появление взрослого.

Слух и зрение ребенка в 12 месяцев

К 12 месяцам слух и зрение должны пройти последнюю стадию развития. Уже в конце девятого месяца кроха видит почти так же, как взрослые. В годовалом возрасте его привлекают яркие и контрастные цвета. Малыш умеет определять расстояние до объекта, способен отличить близкие предметы от далеких, узнает знакомые лица.

При этом у него еще недостаточно развито умение координировать зрение и работу мышц. Он может не понимать, куда деть руку или ногу, и из-за этого выглядеть достаточно нелепо. Это пройдет со временем.

Развивающие игры в 12 месяцев

Когда исполняется один год малышу, с ним необходимо активно играть. Подбирать развлечения следует так, чтобы он развивал свои умения. В процессе необходимо выстраивать доверительные отношения с малышом. Игры должны быть направлены на изучение окружающего мира, тренировку координации движения и совершенствование речевых навыков. Хорошо себя показали такие упражнения:

  1. Повторяй-ка. Игра нацелена на развитие детского лепета. Задача малыша – проговаривать слоги, сказанные взрослым или им самим. Чтобы добиться ответа от ребенка, нужно повторять их несколько раз.
  2. Прятки. Игра способна развивать пространственное восприятие и память. Родитель прячется за кресло или шкаф, после чего выглядывает и зовет малыша. Спустя какое-то время кроха начинает повторять за взрослым. Потом игру нужно усложнить – просто звать малыша. Это позволяет увеличить способность ориентироваться по звуку.
  3. Танцы. Любые музыкальные игры развивают чувство ритма. Мелодию можно запустить на компьютере или купить игрушки. Родитель показывает крохе, что требуется делать, и тот пробует танцевать под музыку. Мелодии можно чередовать, сменяя веселые композиции спокойными. При этом ее темп не должен быть слишком быстрым, чтобы ребенок успевал укладываться в ритм.
  4. Можно попробовать кружиться.

Книжки и игрушки ребенка

1 год – самое время платить деньги, купить и подарить книгу годовашке. Так формируется любовь к чтению. Тематически литература подбирается так, чтобы ребенку было интересно.

Главный критерий в этом возрасте – большое количество ярких цветных картинок. Малыш может всячески издеваться над первыми книгами: брать в рот, грызть, кусать, рвать.

Поэтому важно не покупать слишком дорогих экземпляров.

Годовалый милаха

Игрушки тоже могут развивать ребенка. Например, малышу часто приходятся по душе такие предметы:

  1. Мяч.
  2. Пирамидка. Эта игрушка – уникальное изобретение. Оно тренирует мелкую моторику, интеллект, умение различать цвета, усидчивость. Сейчас создано большое количество видов пирамидок, в том числе уникальных, способных издавать звуки, имеющих разные причудливые формы.
  3. Кубики.
  4. Машина-каталка.

В этом возрасте важно не давать играться мелкими предметами. Всевозможные конструкторы, пазлы нужно спрятать от глаз крохи.

Питание и сон

В возрасте одного года малыш почти не питается грудным молоком или смесью. Обычно кормление приходится на раннее утро и поздний ужин. Все остальные приемы пищи – это взрослый рацион, адаптированный под ребенка. Также в магазинах продается готовое питание, приспособленное под особенности организма годовалого ребенка.

Состав таких продуктов разный: мясные и овощные пюре, детское печенье и другие. Количество приемов пищи такое же, как и у взрослых: завтрак, утренний перекус (при необходимости), обед, полдник и ужин.

Длительность сна годовалого ребенка составляет обычно около 14 часов. Ночью кроха спит около 12 часов, длительность дневного сна – два часа. Время бодрствования всецело зависит от индивидуальной потребности организма малыша в один год.

Таким образом, 1 год – это период, когда маленький человечек перестает быть младенцем и вступает в новый период своей жизни.

Источник: https://kpoxa.info/uxod-razvitie/rebenku-1-god.html

Ребенок 1 год: режим питания, развитие, что умеет

Развитие ребёнка в 1 год жизни: что должен уметь, как заниматься, питание

Часто задаваемые вопросы родителей следующие: ребенок 1 год: режим питания, развитие, что умеет. Дошкольник этого возраста уже начинает ходить, прыгать, играть в песочнице, строить башни из кубиков, собирать пирамидку. Также малыш пробует говорить первые слова, понимает речь окружающих.

Физическое развитие оценивается по специальным центильным таблицам. Здесь имеются нормы роста, веса, окружность головы, окружность груди.

Ребенок 1 год — нормальные значения по ВОЗ

ЗначенияМальчикиДевочки
Вес (г)7700-120007000-11500
Рост (см)71-80,568,9-79,2
Окружность головы (см)43,5-48,642,2-47,6
Окружность груди (см)46,1-52,546,3-51,4

При отклонении от этих норм ставят либо задержку, либо опережение развития.

Что умеет

Самым важным навыком в жизни годовалого малыша – это умение ходить. Не все дети начинают ходить к 12 мес., но большинство делают первые шаги.

Некоторые младенцы умеют ходить, но больше ползают, так как чувствуют себя на четвереньках увереннее.

Выделяют и другие навыки:

Сидит на корточках.

Залезает на диван.

С поддержкой пытается подняться по лестнице (при наличии навыка ходьбы).

Одной рукой способен взять 2 небольших предмета одновременно.

Мелкие детали берет большим и указательным пальцем.

Складывает пирамиду из разноцветных колечек, разбирает ее.

Строит башни из 4-5 кубиков.

Эти навыки основные. У некоторых детей могут быть и другие.

Речь и нервно-психическое развитие

К году начинает развиваться речевая функция. Грудничок уже способен произносить 10 слов. У некоторых малышей насчитывается до 15 слов.

Слова могут быть не четкие. Часто одно слово имеет несколько значений. Во время произношения малыш показывает на предметы, жестикулирует, пытается объяснить, о чем он говорит.

Грудничок 12 месяцев хорошо понимает речь мамы и папы. Ребенок знает что такое «можно», «нельзя», «держи», «дай». Малыш запоминает имена родственников.

Ребенок понимает, что если толкнуть игрушку с дивана, она упадет. Поэтому в этом возрасте малыши часто выкидывают машинки, мягкие игрушки, мячики из кровати.

Полезные советы мамочкам: ПИТАНИЕ И НЕ ТОЛЬКО ПО МЕСЯЦАМ

Ребенок любит прятать предметы в коробку, кормит куклу из ложки. При включенной музыке грудничок начинает танцевать, держась за манеж или диван, часто подпевает.

На вопросы взрослого малыш может кивать, отрицательно покрутить головой. Также в год ребенок машет рукой, прощаясь с гостями, бабушкой, педиатром на участке («пока»).

Игры, занятия для развития

К годовалому возрасту для грудничка рекомендуется покупать большие и средние мячи для стимуляции двигательной активности. Ребенок может играть в кубики, пирамидки.

Детям очень нравятся красочные книжки. Читать рекомендуется 2 раза за день. Стишки и потешки помогают быстрее заговорить.

Малыши любят мягкие и музыкальные игрушки. Можно покупать пианино или любые другие игрушки, чтобы грудничок мог нажать на клавишу или кнопку.

Очень важно проводить ежедневные прогулки на улице. Ребенок уже способен играть в песочнице. Для этого понадобится ведерко, лопатка, пара формочек.

Зимой нужно приобрести большую лопату, форму для лепки снежков.

Для двигательной активности рекомендуется больше ходить босиком дома, по песку или траве на улице.

Можно купить машины или мягкие игрушки разной величины, чтобы малыша научить различать размеры предметов: «большой», «маленький».

Для развития мелкой моторики малышу дают игрушки, внутри которых имеются мелкие шарики. Также используют прищепки. Их закрепляют на край коробки.

Можно организовать игру с фасолью или крупой. Но эти развивающие занятия проводятся только под присмотром родителей.

Помимо этих занятий используют:

Рисование красками (при помощи пальцев рук), карандашами, фломастерами.

Лепка из пластилина или теста (тесто безопаснее, так как груднички все тянут в рот).

Крупные пазлы от 1 года (2-4 детали).

Для развития моторики проводят зарядку, гимнастику. Рекомендуются следующие упражнения:

  • прыжки;
  • ползание;
  • ходьба;
  • залезание на диван;
  • перешагивание предметов;
  • игра в мяч.

Очень полезны занятия на фитболе и массаж.

Распорядок дня

Режим дня включает сон, питание, прогулки, гигиенические процедуры, игры, гимнастику. Сон составляет до 14 часов за сутки.

Из них дневной отдых составляет 2.5-3.5 часа. В год ребенок чаще спит 1 раз. Ночной сон равен 10-11 часам.

Примерный режим:

ВремяДействие
8.00пробуждение, гимнастика, массаж, умывание, смена подгузника, белья
8.00–8.301 завтрак

Источник: https://PitanieDeti.ru/pitanie-do-3-let/pitanie-do-goda/pitanie-po-mesjacam/rebenok-1-god-rezhim-pitanija-razvitie-chto-umeet.html

Ребенку 1 год

Развитие ребёнка в 1 год жизни: что должен уметь, как заниматься, питание

Время летит незаметно. Малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать.

В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое.

Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает, надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

Карапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет.

Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации.

Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами.

Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно.

Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, — кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

Рост и вес малыша в 1 год

Показатели годовалых детей в среднем составляют:

Вес мальчиков8900 — 11600 кг
Вес девочек, кг8500 — 10800 кг
Рост мальчиков72,3 — 79,7 см
Рост девочек71,4 — 78,5 см
Окружность головы мальчиков44,5 — 48,6 см
Окружность головы девочек43,5 — 47,3 см

Речевое развитие

Большинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов — «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

Питание

Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как:

  • яйца;
  • макароны;
  • кашами (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная);
  • нежирными сортами мяса, рыбы;
  • овощами (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор);
  • фруктами (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос);
  • хлебом, сухариками, бубликами, печеньем;
  • сливочным, растительным маслом;
  • молочными и кисломолочными продуктами (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко);
  • зеленью (укроп, петрушка).

Ягоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

Меню ребенка в 1 год

  • 09:00 — молочная каша, яйцо, хлеб, сок (грудное молоко),
  • 13:00 — суп, овощной салат (протертый огурец с помидором, заправленный сметаной), хлеб, чай,
  • 17:00 — творог, фруктовое пюре, печенье, сок,
  • 20:00 — картофельное пюре, мясная или рыбная котлета, чай,
  • 22:00 — грудное молоко или кефир.

36326.

Источник: https://moykarapuz.com/kalendar-razvitiya-rebenka-po-mesyatsam/rebenku-1-god.html

Что должен уметь ребенок в 1 год: физическое и эмоциональное развитие

Развитие ребёнка в 1 год жизни: что должен уметь, как заниматься, питание

Первый год жизни является особенно важным для малыша. За это время ребенок осваивает множество навыков и рефлексов, делает первые попытки общения с окружающими. Важно внимательно относится к здоровью ребенка, грамотно выстраивая его режим, и предлагать малышу различные игры, способствующие умственному и эмоциональному развитию.

Физические параметры мальчиков и девочек

Существуют определенные нормы развития ребенка в 12 месяцев, на которые опираются педиатры при оценке физического здоровья ребенка.

Российские специалисты определяют следующие средние нормы физического развития ребенка 12 месяцев:

1 годмальчикидевочки
Вес (кг)8,9 – 11,68,5-10,8
Рост (см)72,3-79,771,4-78,0
Окружность головы (см)45,3-48,644,2-47,3
Окружность груди (см)46,1-52,546,3-51,4

Особенности питания

Первый год является переходным периодом в организации режима питания ребенка. Малыш уже достаточно подрос для того, чтобы начать употреблять в пищу некоторые продукты с взрослого стола, но еще не может самостоятельно их пережевывать в полной мере.

Малышу нужно предлагать перетертую однородную пищу, но содержащую мелкие кусочки. Это необходимо для того, чтобы ребенок постепенно приучался жевать еду.

В 12 месяцев в питании ребенка должны присутствовать следующие виды пищи:

  1. Овощи. Это основа рациона годовалого ребенка. Овощи можно тушить, варить, готовить на пару.
  2. Фрукты. Бананы, яблоки, персики и другие фрукты являются важной составляющей питания ребенка.
  3. Нежирные сорта мяса, рыбы. Продукты не должны быть приготовлены посредством жарки или копчения. Также, пищу не следует делать острой или соленой. Оптимальный вариант – отварные, тушеные или приготовленные на пару блюда.
  4. Злаковые. Каши могут подаваться на завтрак и на обед в качестве гарнира. Важно включать в рацион овсянку, гречку, рис, ячмень. Макароны можно давать ребенку изредка и небольшими порциями.
  5. Молочные продукты. Большое значение для полноценного развития ребенка имеет употребление в пищу молочной продукции: творог, молоко, молочные коктейли и т.д. Творог и различные молочные десерты можно покупать в готовом виде, либо изготавливать в домашних условиях.
  6. Хлеб и хлебобулочные изделия. Рекомендуется давать ребенка преимущественно белый хлеб, поскольку он легче всего переваривается.
  7. Напитки. Ребенок в 12 месяцев может пить чаи, соки, компоты, морсы, детские молочные коктейли, кефир, молоко.

В 1 год у ребенка должно быть сбалансированное меню, состоящее из богатых витаминами компонентов, это очень важно для питания всего организма и гармоничного развития грудничка. Пища должна быть приготовлена на пару или отварена.

Примерное меню ребенка в 12 месяцев:

  • Завтрак: овсяная каша и чай.
  • Второй завтрак: грудное молоко или смесь (количество смеси зависит от потребностей конкретного ребенка).
  • Обед: куриный бульон, говяжьи котлеты на пару, яблочный сок.
  • Полдник: Творог, компот.
  • Ужин: Овощное пюре.

Перед сном дети на грудном вскармливании нередко дополнительно пьют молоко. Перекормить грудным молоком невозможно, поэтому в привычке малыша прикладываться на ночь к груди нет ничего плохого.

После года употребление смеси рекомендуется постепенно полностью прекращать. Смеси значительно уступают по своим показателям грудному молоку, поэтому не содержат в себе никакой пользы для ребенка.

Популярные рецепты блюд для годовалого ребенка:

  1. Сварить бульон из домашней курицы, добавить в него мелко нарезанный картофель и вермишель, довести суп до готовности.
  2. Отварить морковь и картофель, натереть на крупной терке, добавить небольшое количество сливочного масла.
  3. Отварить картофель и нежирную говядину. Из картофеля приготовить пюре и добавить в него мелко нарубленное мясо.

Режим сна и бодрствования

Полноценный здоровый сон является залогом здоровья малыша и его позитивного эмоционального состояния.

Недостаток сна делает ребенка более капризным и нервным.

В 12 месяцев малыш все еще нуждается в распорядке дня, при котором режимы бодрствования и сна четко соблюдаются.

В среднем годовалому ребенку требуется около 14 часов сна в сутках. При этом на дневной сон приходится около 3 часов.

Сигналом к тому, что малышу достаточно поспать один раз в день, будет изменившееся поведение ребенка. Если в один из дневных снов он плохо укладывается, долго не засыпает, и потом длительное время не укладывается ночью, значит, режим бодрствования необходимо увеличивать.

Примерный режим ребенка в 12 месяцев с одним дневным сном будет выглядеть следующим образом:

  • 8.00 – пробуждение, гимнастика.
  • 8.00 – 8.30 – первый завтрак.
  • 8.30 – 11.00 – игры.
  • 11.00 – второй завтрак.
  • 11.30 – 13.30 – прогулка.
  • 13.30 – 14.00 – обед.
  • 14.00 – 17.00 – дневной сон.
  • 17.00 – 17.30 – полдник.
  • 17.30 – 19.30 – прогулка.
  • 19.30 – 20. 00 – ужин.
  • 21.

    00 – ночной сон.

Прогулки на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе полезно для эмоционального состояния ребенка, для его здоровья.

Чем больше малыш находится на свежем воздухе, тем лучше.

Допустимая длительность прогулок зависит от режима ребенка и от погоды.

Желательно выходить из дома сразу же после приема пищи, чтобы иметь большой запас времени до следующего приема пищи.

Дети в 12 месяцев часто спокойно засыпают в коляске, поэтому сон не является основанием для отказа от прогулки.

Игровые предпочтения

Ребенку в 12 месяцев больше всего понравятся следующие игры:

  • Толкание. Малышу нравится наблюдать, как с его помощью приходят в движение различные предметы.

    В настоящее время существует большое количество «каталок» в виде животных, мультипликационных героев, машинок и т.д. Также, дети в этом возрасте любят катать коляски для кукол.

  • Ролевые игры. Малышам нравится качать на руках пупсов, катать кукол на качелях и т.д.

    Обращение с куклами и другими игрушками, олицетворяющими живых существ, способствует развитию социальных навыков.

  • Частушки, потешки. Дети любят повторяющиеся забавные потешки. Например, «Сорока-белобока». Или игры, в которых происходит определенный веселый финиш.

    Например, «Ехали-поехали», когда в определенный момент ребенок проваливается между колен взрослого.

Умения и навыки

Годовалый малыш с каждым днем все больше и больше радует родителей новыми навыками и умениями. Развитие в этом возрасте происходит крайне интенсивно и за ним интересно наблюдать.

Что должен уметь ребенок в 12 месяцев:

  • Уверенно самостоятельно стоит.
  • Ходит сам или за руку.
  • Ползает (подобная потребность присутствует не у всех детей).
  • Поднимается на небольшие возвышенности, спускается обратно.
  • Достает из емкостей предметы, либо складывает предметы в емкость.
  • Собирает и разбирает пирамиду (необязательно в правильном порядке).
  • Собирает башню из кубиков.
  • Повторяет действия взрослых (причесывание, подкрашивание губ).
  • Играет в песочнице (набирает песок в ведро, стучит по формочкам, поднимает формочку).

Эмоционально-социальное развитие

В возрасте одного года ребенок должен обладать следующими умениями:

  • Проявлять чувства: привязанность (поцелуи, объятия), радость при встрече с родственниками.
  • Узнавать знакомые лица в реальности или на фотографиях.
  • Интересоваться различными изображениями.
  • Указывать на отдельные предметы или животных.
  • Реагировать на звуковые сигналы (на крик, на музыку, на шум).
  • Проявлять эмоции через мимику.
  • Повторять мимику взрослых.
  • Отзываться на свое имя.
  • Реагировать на отдельные команды: «не ходи туда», «подойди ко мне», «открой рот».
  • Понимать смысл часто повторяемых фраз («сейчас пойдем гулять», «пора кушать» и т.д.).

Соблюдение правил безопасности

Необходимо максимально обезопасить свое жильё, поскольку обычная обстановка таит в себе много опасностей для маленького ребенка.

Даже постоянный контроль и внимание не являются залогом гарантированной безопасности.

Важно устанавливать заглушки на розетки, блокираторы на двери и окна, накладки на все острые углы.

Необходимо контролировать ребенка, находящегося на кухне, где работает плита, и не подпускать малыша близко к включенному в сеть утюгу. Дверь на балкон должна быть зафиксирована таким образом, чтобы ребенок не мог самостоятельно пробраться туда. На стиральной машинке желательно установить защиту от детей.

Нужно особенно тщательно проводить уборку. Ребенок может подобрать с пола или с иной поверхности любой мелкий предмет и тут же его проглотить.

Все чистящие и моющие средства должны храниться в недоступных местах. То же самое касается лекарственных препаратов и иных опасных для ребенка веществ.

Здоровье и развитие малыша

При правильном режиме дня, сбалансированном питании, частом пребывании на свежем воздухе и положительной эмоциональной обстановке в семье ребенок будет расти здоровым и крепким.

Чаще всего в этом возрасте дети подвергаются несущественным проблемам с желудком (запоры, расстройства), с зубами (прорезывание может сопровождаться повышенной температурой) и различным простудным заболеваниям.

Также, малыши могут иметь и более серьезные проблемы со здоровьем:

  • Дерматит.
  • Глисты.
  • Ветрянка.
  • Корь.
  • Дисбактериоз.
  • Кишечные инфекции.
  • Отит.
  • Неврологические проблемы.

Итак, ребенок в годовалом возрасте приобретает большое количество бытовых и социальных навыков. Большое значение для полноценного развития малыша имеет правильный режим дня, полноценное питание и развивающие игры.

Родители должны внимательно относиться к вопросам безопасности и здоровья ребенка.

Посмотрите видео с описанием умений и навыков ребенка, которому чуть больше 1 года:

Прививки ребенку в 1 год

ВозрастОт чего прививкаВакцина
12 месяцевОт кори, краснухи, паротитаПриорикс
12 месяцевОт гепатита В (для тех, кто находится в группе риска или не были привиты раньше)Рекомбинантная дрожжевая

Узнайте больше о прививках по возрасту в этой таблице.

Источник: https://mamina-lubov.ru/razvitie-detej/deti-do-goda/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god-fizicheskoe-i-emotsionalnoe-razvitie.html

Я Мама
Добавить комментарий