Как научить ребенка читать - эффективные методики

Как научить ребенка читать — эффективные методики обучения чтению

Как научить ребенка читать и когда стоит начинать обучение? Какая методика эффективнее и лучше подойдет ребенку? — разбираем все популярные вопросы родителей, связанные с обучением чтению. Итак, обо всем по порядку.

Когда начинать обучение чтению

Перед тем, как приступить к обучению чтению ребенка, важно понять готов ли он к этому. Существуют следующие признаки психологической готовности:

  • Ваш малыш говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  • Он ориентируется в направлениях верх и низ, лево и право.
  • У ребенка развить фонематический слух и он свободно различает звуки, например, отличит «трель» и «дрель».
  • Малыш умеет правильно произносить звуки и у него отсутствуют логопедические проблемы.

Как научить ребенка читать

Процесс обучения чтению — это долгая и усердная работа как самого ребенка, так и родителей. Необходимо запастись терпением и уверенными шагами постигать непростой, но очень важный навык чтения.

Обучение чтению

Собственный пример

Ребенок всегда смотрит на своих родителей. В той семье, где мама и папа проводят свободное время за книгами — и ребенок будет читающим. А вот если родители предпочитают вечерами сидеть за телевизором или играть в компьютерные игры, то и дети в такой семье навряд ли будут интересоваться книгами.

Совместное чтение

Больше читайте детям. Обсуждайте книги и иллюстрации к ним. Спрашивайте: «кто нарисован на картинке?» или «где у кошки усы?» Детям старше можно задавать вопросы сложнее, например: «Правильно ли повел себя герой рассказа?» или «Как поступит герой книги в такой ситуации?»

Звуки, а не буквы

Не стоит учить ребенка буквам так, как они называются в алфавите. Учите звуки, которые обозначает каждая из них. Если вы показали ребенку букву «н«, то важно ему сказать, что это буква «н«, а не «эн«. Если ваш малыш выучит названия букв, как в алфавите, то и чтение ему будет даваться с трудом. Так вместо слова ли-са он прочитает эл-и-эс-а.

Движение от простого к сложному

Вы выучили несколько букв и звуков, обозначающие эти буквы. Значит наступило время переходить к слогам. В качестве первых слов лучше взять те, которые состоят из повторяющихся слогов, например: ма-ма, па-па. Не делите слоги на буквы. Говорите ребенку сразу: «эти буквы «п» и «а» читаются как «па«. Иначе будет сложно с побуквенного на послоговое чтение. После того, как простые слоги будут освоены, можно переходить к сложным: ко-т, ле-с.

Обучение чтению

Смысл прочитанного текста

Переходить к этому этапу в обучении чтению ребенка можно тогда, когда он начнет читать текст из нескольких слов или логически завершенное предложение. Например, «кот пошел гулять». Спросите ребенка о том, что он понял: «Куда пошел кот?», «Кто пошел гулять?». Если малыш не понял смысл текста, попросите его еще раз прочитать его и ответить на вопросы.

Буквы повсюду

Переведите обучение чтению в игру. Покажите ему, что буквы, из которых состоят слова, есть повсюду: вывески на магазинах, рекламные объявления, надписи на одежде, информационные стенды и так далее. Пусть ребенок находит знакомые буквы и рассказывает, как они звучат.

Обучение в игре

У дошкольников ведущий вид деятельности — это игра. Именно в игре ребенку проще усваивать информацию. Больше играйте с ним. Любой урок превращайте в игру. Так малыш будет меньше уставать, а учеба будет казаться интересней.

Не стоит заставлять

Не стоит вызывать у ребенка негативную реакцию к процессу обучения чтению. Если он не в настроении или не хочет сейчас читать, то заставлять точно не стоит. Попробуйте заинтересовать его, а если не получается — отложите урок на другой раз.

Методики обучения чтению 

Одним из самых частых вопросов родителей будущих первоклассников: «Какие методики обучения чтению самые эффективные?» Здесь не будет однозначного ответа ни со стороны педагога ни со стороны тех родителей, которые уже прошли обучение. Все индивидуально и зависит от многих факторов. Мы предлагаем вам несколько методик обучения чтению, которые доступны и эффективны. А вы сами решите, какая из них подходит именно вам.

Азбука и букварь

Классический и, пожалуй, самый длительный способ обучения чтению. Чем же азбук отличается от букваря?

  • В азбуке после каждой буквы идет мнемоническая картинка: рядом с буквой Ж будет изображен жук, а рядом с буквой Ё будет ёлка. С помощью азбуки вы запомните буквы, но не научитесь читать.
  • В букваре дети научатся составлять из звуков слоги, а из слогов слова. Такой способ обучения также не из простых и ребенок должен быть усидчивым. Существует достаточно много букварей от разных авторов. Одним из самых популярных среди родителей называют букварь Надежды Сергеевны Жуковой. Автор букваря простым языком рассказывает дошкольникам и первоклассникам как правильно составлять слоги из букв и как правильно прочитать слово ма-ма, а не делить его на эм-а-эм-а.

 

Обучение чтению по Кубикам Зайцева

В чем же заключается смысл методики обучения чтению по кубикам Николая Александровича Зайцева. Основной принцип строится на чтении по «складам», а не по слогам. Что же такое склад? Склад — это пара из согласного и гласного звука, или согласный звук с твердым или мягким знаком, а порой и вовсе одна буква. Пример: со-ба-ка, па-ро-во-з, а-и-с-т.

Дети в игре усваивают в чем различие звонкого и глухого звука, так как кубики с глухими и звонкими складами разные: железные кубики со звонкими складами, а деревянные кубики — с приглушенным. Также кубики отличаются размерами. На больших кубиках — твердые склады, на маленьких — мягкие склады. Зайцев говорит, что при произношении твердого склада рот открыт широко, а при произношение мягкого склада рот раскрыт в полуулыбке.

Методика Зайцева также подразумевает не только игру в кубики. Необходимо также пропевать склады, да, вы не ослышались — именно петь, а не произносить.

Из плюсов методики можно выделить то, что дети довольно быстро могут освоить чтение по складам, но из недостатков можно выделить то, что малыш порой проглатывает окончания и это усложняет разбор слова по составу.

Складушки и Теремки Воскобовича

При создании «Складушек» Вячеславом Воскобовичем были разработаны карточки, на которых изображаются склады русского языка. Они сопровождаются картинками и сказочными персонажами.
Игровое пособие поможет малышу лучше познакомиться с гласными и согласными буквами, а также понять принцип складывания слогов. В комплект входит также диск с песнями. Данная методика развивает внимательность и память.

«Теремки» Воскобовича представляют собой двенадцать деревянных кубиков‑теремков с согласными и двенадцать картонных кубиков‑сундучков с гласными. Сначала дети изучают алфавит, а потом с родителями придумывают слова, начинающиеся на каждую букву. После этого дети изучают слоги. Например, в теремок с буквой М надо поместить букву А. Таим образом получился слог «МА«. Так, составив несколько теремков, можно сложить любое слово.

Кубики Чаплыгина

Обучающий комплект Е. Чаплыгина состоит из десяти кубиков и десяти подвижных блоков. В свою очередь, каждый из блоков состоит из согласной и гласной. Ребенок должен посмотреть кубики и подобрать пару.
В начале, так же как и в других методиках со складами, дети составляют слова из слогов, которые повторяются: ма-ма, па-па. Благодаря задействованию моторики дети быстрее запоминают буквы визуально. Далее поиски слогов, которые уже знакомы, становятся интересной игрой. Обучение чтению по кубикам чаплыгина также проходят в игровом формате, что нравится детям.

Методика Глена Домана

Доман предлагает обучение чтению не побуквенно или послогово. Он предлагает учить слова целиком. Ребенку называется слово и показывается карточка с ним на пару секунд. Ребенку при этом не надо повторять то, что он услышал.

Первые занятия задействуют не более пятнадцати карточек, которые включают просты слова «мама» и «папа». Затем выученные слова убираются, а ребенку предлагается учить словосочетания, состоящие, например, из цвета и предмета.

Глен Доман рекомендует приступать к занятиям с рождения. При этом не надо проверять запомнил ли ребенок карточку или нет, так как дети могут от этого потерять интерес к обучению.

Можно просто сыграть с ребенком. Положить несколько карточек и попросить показать нужную карточку, на которой написано то слово, которое было произнесено.

Методика Монтессори

Методика Монтессори построена по принципу «Помоги мне сделать это самому!» Есть мнение, что, если поместить малыша в развивающую среду и дать ему свободу действий, то он сможет познавать мир самостоятельно.

Дети сами решают, что им интересно. Задача родителей — не мешать ребенку, не ругать, не хвалить его, а также избегать сравнения с другими детьми. Если необходимо, то можно показать ребенку как пользоваться теми или иными материалами.

Обучение чтению по методике Монтессори построено по принципу: сначала пишем — потом переходим к чтению. Буква — это такая же картинка. Важно сначала научиться рисовать каждую букву, а уж потом и переходить к чтению и произношению. Малышам предлагается сначала обводить и заштриховывать буквы, чтобы запомнить их визуально. Как и в других методиках, когда ребенок выучил несколько согласных и гласных букв, можно переходить к простым словам.

Методика построена на принципе обучения чтению в игре. Также важно обращать внимание тактильным ощущениям. Дайте малышу потрогать буквы. Положите перед ребенком тарелку с крупой и букву из грубой бумаги. Пусть он сначала потрогает букву, а потом пальцем повторит в тарелке с крупой или мукой.

Данная методика требует определенного количества материалов, но плюс ее в том, что их можно сделать самим.

«Так что же выбрать? Какая методика подойдет моему ребенку?» — спрашивают родители педагогов. Сколько людей — столько и мнений. Однозначного ответа здесь не будет. Все зависит от вас и вашего ребенка.

При обучении ребенка чтению важно понимать, что учить ребенка читать с 2-3 лет, как предлагают различные развивающие курсы в рекламе, не стоит. Дети в таком возрасте еще не готовы приступать к изучению букв и слов.

Оптимальный возраст для начала обучения — 5 лет. В этом возрасте ребенок уже сможет запоминать буквы и научится их складывать в слоги. Но даже в таком возрасте важно проводить занятия в игровом формате. Помните, что ведущая деятельность ребенка в таком возрасте — это игра. Именно в игре обучение будет ребенку нравится и информация в таком формате будет усваиваться легче и проще.

Всегда идите от интересов своего малыша. Не стоит заставлять его учиться, важно суметь его заинтересовать. Важно также понимать, что в любом возрасте ребенку нужна любящая мама, а не строгий педагог. Начните с собственного примера. Читайте больше книг вместе, читайте ребенку перед сном и прививайте у него любовь к чтению Лучше закончить на интересном моменте, а продолжение истории оставить на завтра. Пусть ребенок сам вас попросит на следующий день прочитать эту историю.

Мы не предлагаем вам учиться по указанным выше методикам. Наша редакция всего лишь собрала несколько методик, которые нам показались интересными и решила рассказать о них вам.

Спасибо вам, что прочитали эту статью! Мы старались специально для вас, дорогие мамы и папы!